Минюст зарегистрировал приказ Министерства просвещения Российской Федерации, согласно которому утвержден новый порядок формирования федерального перечня учебников. Документ регламентирует экспертизу обучающих изданий, что означает ее официальное признание государственной процедурой.
О том, что ожидает сферу образования, в связи с этим нововведением рассказала депутат Государственной Думы ФС РФ, зампредседателя комитета Госдумы по образованию и науке, председатель Российского общества «Знание» Любовь Духанина в эфире сетевого вещания «Вечерней Москвы».
– Меняется порядок экспертизы. Важно, что финансировать и заказывать эту процедуру теперь будет государство. Но еще более значительным станет то, что фамилии всех экспертов будут известны, что повышает их ответственность. Это обязательство, которое фиксирует фамилию, имя и отчество человека на всю страну. Таким образом, эксперт, желая сохранить свою репутацию, не сможет быстренько написать позитивный или негативный отзыв в зависимости от периодически складывающихся мифов по отношению к тем или иным учебникам, – пояснила Любовь Николаевна.
Учебник – инструмент учителя!
Она подчеркнула, что пособие, по которому преподает учитель, – это его базовый инструмент. Он оказывает серьезное влияние на учебный процесс.
– Сегодня в нашей стране насчитывается огромное количество учебников и учебных пособий в школах. Одновременно отсутствует методическая служба поддержки педагога. Это приводит к тому, что учитель остается один на один как с новыми знаниями, передаваемыми ребенку, так и с системой изложения материала, которая должна приводить ученика к хорошему пониманию изученного, к его высоким результатам на ОГЭ и ЕГЭ. Ведь именно по ним мы чаще всего судим о качестве получаемого образования, – отметила парламентарий.
При этом, по ее словам, «книга знаний для школьника» должна проходить апробацию в реальном учебном процессе хорошим сроком для которой является год. Эксперт рассказала, что обучающее издание не может находиться на практической проверке в течение пяти лет, так как за это время учебник точно устареет с точки зрения новых знаний. Однако апробацию должны проводить не только эксперты на теоретических площадках. Как пояснила Любовь Духанина, апробацию учебников должны проводить и опытные учителя, которые смогут заметить, например, что изменение последовательности изучения тем в образовательном пособии влияет на качество образования ребенка.
– Необходимо помнить и о воспитывающем элементе учебника на уроке. Отмечу, что учителя иногда используют по пять-шесть различных обучающих книг на своем занятии. Это происходит по разным причинам. Два – три издания они берут с точки зрения повышения качества образования, а остальные, потому что учебников не хватает в школе. ОНФ активно мониторит эту ситуацию. Работает с региональными думами, чтобы они включали в бюджеты отдельной строкой позицию о приобретении учебников. К сожалению, у нас в стране пока нет 100-процентной обеспеченности бесплатными учебниками, – констатировала депутат.
Мифы
Дискутируя на тему, она также рассказала, что в России часто живут мифами об образовании. Например, о том, что из образовательного процесса школы исключали астрономию.
–Ни одно приличное общеобразовательное учреждение никогда из своего учебного плана не убирало науку о небесных телах. Другое дело, как ее записывали: в качестве большого модуля в общей физике или отдельного спецкурса. Отмечу, что у нас есть четкое представление, что должен знать школьник – понимать общую картину мира; как и что взаимодействует на базовом уровне, например, каким образом иногда в жизни совмещаются химические и физические процессы, – пояснила Любовь Николаевна.
Однако все это не должно приводить к тому, чтобы ученик пятого класса изучал фракталы. По мнению эксперта, будет не плохо, если он об этом математическом понятии будет знать на старшей ступени школы.
Как рассказывать детям про 23 февраля?
Актуальной темой беседы оказался вопрос об истории Дня защитника Отечества, так как его отмечают все, однако не каждый знает, как он появился.
– Помимо исторической есть и современная коннотация этого праздника. И она связана с понятием «защитник». Именно акцент на этом слове и делается в работе школы с детьми. А кто нас сегодня защищает? Армия, которая охраняет границы; пожарные, спасающие людей и животных; врачи, помогающие нам с вопросами здоровья, и многие другие. Мы формируем в каждом человеке стремление быть полезным и стать защитником в той или иной сфере деятельности, – объяснила Любовь Духанина.
Основы советской школы
Во время разговора зашла речь и об основе советской школы, которая, по мнению депутата, базировалась на формировании думающего человека. И первая важная часть, которая была уже в начальных классах – смысловое чтение.
– Ребенок должен понимать, что он прочитал, уметь рассказать материал и высказать свою позицию по отношению к прочитанному. Это касается как гуманитарных, так и технических текстов, просто они чуть позже появляются (не в первом классе). Дальше, когда он сформирует свою позицию, он может придумать что-то новое, например, другой принцип двигателя, – отметила парламентарий.
По ее словам, самое главное – думающий ученик. В качестве примера она привела процесс обучения времен Александра Пушкина.
– Если мы возьмем технологии педагогической работы в Пушкинском лицее, то там преподавание гуманитарных дисциплин происходило не по одному учебнику. Тогда для изучения бралось историческое событие, и выступали профессора разных научных школ, у каждого из которых было свое, принципиально разное понимание, почему это событие наступило. Студенты, в свою очередь, изучали услышанное и обязаны были сформировать свою версию, – рассказала Любовь Николаевна.
Искать корень проблемы
Во время дискуссии депутат подчеркнула, что в современном мире нужно перестать поддерживать складывающуюся в приоритете ситуацию – переход от смыслового к буквенному прочтению.
– Вот где первые реальные проблемы начинаются. Когда родители хвалятся в детском саду, что их ребенок читает по 25-40 слов в минуту, – он действительно произносит эти буквы, но у него не возникает образа в голове. А потом мы спрашиваем, почему сегодня возникают проблемы с допуском к экзамену по русскому языку в формах ОГЭ в девятом классе – объяснила Любовь Духанина.
Неуважительно отношение или собственное мнение?
Дискутируя о думающем ученике, депутат пояснила, что есть тонкая грань между формированием собственного мнения и неуважительным отношением к чему-либо.
– Чтобы признать, что в каком-либо тексте выражается неуважение, в нем должно быть высказано оценочное суждение. Когда мы говорим о процессе образования, то мы выстраиваем немного другую цепочку. Даем либо фактологический материал, либо сначала – аксиомы, а после мы должны организовывать мыслительный процесс: от аксиомы к более сложным теоремам. При этом, не просто уча ребенка запоминать теорему размером в абзац, а так, чтобы он умел каждый раз сам вывести теорему от аксиомы. В этой ситуации мы же не говорим, что может возникнуть неуважительная оценка, например, теоремы Пифагора. Ведь формулировку «Пифагоровы штаны во все стороны равны» в устах учителя можно признать некорректной. Всегда вопрос в том, кто оценивает? Конечно, нам нужно чтобы эксперты и экспертиза были самого высочайшего качества. Это должны быть авторитетные люди, – подчеркнула депутат.
Подводя итоги дискуссии, Любовь Николаевна рассказала, что недавно ученые санкт-петербургского университета провели исследование, чтобы выяснить, сколько понятий узнает школьник с 1 по 11 классы.
– Их насчитали 100 тысяч. Это большое количество. Тогда они попытались выкинуть те, которые человек может использовать меньше пяти раз в период обучения в школе. Результат – 60 тысяч. Напомню, что по-прежнему гением русской словесности является Александр Пушкин. Его словарный запас составлял более 21 600 слов. Поэтому, говоря об учебнике, считаю, что главное, чтобы он был возрастосообразным, чтобы словарный запас, который используется в нем, был понятен ребенку, учащемуся по этой образовательной книге. Если эти условия будут соблюдаться, то знания будут легко усваиваться, станут более прочными, а учебник – понятным, – заключила Любовь Духанина.
Круглый стол «Новые требования к учебникам»
Отметим, что помимо Любови Духаниной, участниками дискуссии также стали: государственный советник Российской Федерации 3 класса, общественный деятель Евгений Варшавский, председатель Всероссийского Общества прав граждан в сфере образования Виктор Панин, начальник отдела подготовки специалистов по образовательным областям Московского центра качества образования Роман Дощинский.
Смотрите все эфиры сетевого вещания «Вечерней Москвы» здесь и на канале «Вечерняя Москва» в Яндекс.Эфир.
СПРАВКА
Любовь Духанина занимает должность депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации VII созыва по Орехово-Борисовскому одномандатному избирательному округу № 203 города Москвы, куда входят районы Бирюлево Западное и Восточное, Орехово-Борисово Северное и Южное, Царицыно, Зябликово и Братеево.
Скриншот с эфира сетевого вещания «Вечерней Москвы»
Метки: круглый стол, Любовь Духанина, образование, учебник, экспертиза