Избирательные права граждан — конституционное право граждан РФ избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в установленном порядке. Гражданин РФ вправе защитить свои избирательные права во внесудебном и судебном порядке. Решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в непосредственно вышестоящей комиссии, которая обязана, не направляя жалобу в нижестоящую комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии, рассмотреть жалобу. Жалобу можно подать также через комиссию, решение или действие (бездействие) которой (должностного лица которой) обжалуется. С жалобами вправе обратиться, в частности, избиратели, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, иные общественные объединения. Так, избиратели вправе обратиться с жалобами на решения, действия (бездействие) участковой комиссии, связанные с установлением итогов голосования на том избирательном участке, на котором они принимали участие в выборах. Решения или действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы, в частности: решения или действия (бездействие) комиссии, организующей выборы в органы местного самоуправления поселения, или ее должностного лица — в территориальную комиссию, организующую выборы в органы местного самоуправления муниципального района; решения или действия (бездействие) территориальной комиссии, организующей выборы в органы местного самоуправления муниципального района, муниципального округа, городского округа, внутригородской территории города федерального •значения, внутригородского района (в городском округе с внутригородским делением), или ее должностного лица — в избирательную комиссию субъекта РФ; решения или действия (бездействие) избирательной комиссии субъекта РФ или ее должностного лица — в Центральную избирательную комиссию РФ (далее — ЦИК РФ). При рассмотрении соответствующей комиссией жалоб на заседание комиссии приглашаются заявители, а также лица, действия (бездействие) которых обжалуются или являются предметом рассмотрения. Сроки рассмотрения жалоб зависят от предмета жалобы и стадии избирательной кампании. Например, жалоба на решение участковой комиссии об отклонении заявления о включении гражданина РФ в список избирателей должна быть рассмотрена вышестоящей комиссией в трехдневный срок, а за три и менее дня до дня голосования и вдень голосования-немедленно. Предварительное обращение в вышестоящую комиссию, в том числе избирательную комиссию субъекта РФ, ЦИК РФ, не является обязательным условием для обращения в суд. Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, избирательных комиссий, общественных объединений и должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суде. Решение избирательной комиссии, принятое по жалобе на решение комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, может быть обжаловано только в суде. С заявлением вправе обратиться, в частности, избиратели, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, общественные объединения. В защиту избирательных прав граждан РФ в суд также вправе обратиться прокурор. Дела о защите избирательных прав граждан РФ подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства. Для защиты избирательных прав заявителю необходимо лично или через представителя подать в суд административное исковое заявление с приложением необходимых документов. Административное исковое заявление и прилагаемые к нему документы могут быть представлены в суд на бумажном носителе или, при наличии в суде технической возможности, в электронном виде в установленном порядке. Особенности регулирования трудовых прав инвалидов. Согласно ст. 23 Федерального закона от 24.11.1995 N° 181-Ф3 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее — Закон N 181-Ф3) не допускается установление в коллективных или индивидуальных трудовых договорах условий труда инвалидов (оплата труда, режим рабочего времени и времени отдыха, продолжительность ежегодного и дополнительного оплачиваемых отпусков и др.), ухудшающих их положение по сравнению с другими работниками. Трудовой договор с инвалидом заключается в общем порядке, но с учетом некоторых особенностей. При приеме на работу инвалид представляет те же документы, что и другие соискатели. Медицинские документы, подтверждающие его статус инвалида, он предъявляет только по собственному желанию. Работодатель не вправе их требовать, даже если соискатель имеет явно выраженные ограниченные возможности (ст. 65 ТК РФ). Однако работодатель имеет право запрашивать необходимые документы, если принимает инвалида на работу в счет квоты и создает работнику специальное рабочее место (ст. 24 Закона N 181-Ф3). Если при заключении договора работодателю были представлены справка об инвалидности и ИПРА (ИПР), работодателю необходимо удостовериться, что будущему работнику разрешено выполнять планируемую работу и его рабочее место и условия труда соответствуют требованиям медицинских документов, представленных соискателем (ч. 2 ст. 11, п. 2 ч. 2 ст. 24 Закона No 181-Ф3, ст. 216.1 ТК РФ). Также нужно проверить, не требуется ли инвалиду специальное рабочее место (ст. 22 Закона N° 181-Ф3). С работником-инвалидом по общему правилу заключают бессрочный трудовой договор, что следует из ч. 1, 2 ст. 58 ТК РФ. Срочный трудовой договор заключается только в случаях, предусмотренных законом, и сам по себе факт инвалидности не является основанием для заключения такого договора. Если работнику медицинским заключением рекомендована работа временного характера, с ним может быть заключен срочный договор (ч. 2 ст. 58, ч. 2 ст. 59 ТК РФ). Трудовой договор с работником-инвалидом составляется как обычно. Указываются место работы, условия работы, а также другие сведения и условия, предусмотренные в ч. 1, 2 ст. 57 ТК РФ. Договор должен содержать условие о режиме рабочего времени и времени отдыха, если он отличается от режима, установленного у работодателя (ст. 57 ТК РФ). Особенностями регулирования труда инвалидов, а также дополнительными гарантиями для них являются: сокращенная продолжительность рабочего времени для инвалидов I и II групп должна составлять не более 35 часов в неделю (ч. 1 ст. 92 ТК РФ, ч. 3 ст. 23 Закона N° 181-Ф3 о социальной защите инвалидов); ежегодный отпуск должен быть не менее 30 календарных дней (ч. 5 ст. 23 Закона No 181-Ф3); работнику по его заявлению должен быть предоставлен отпуск без сохранения зарплаты — до 60 календарных дней в году (ч. 2 ст. 128 ТК РФ); продолжительность ежедневной работы (смены) устанавливается работнику в соответствии с его медицинским заключением (абз. 4 ч. 1ст. 94 ТК РФ). Ответственность за нарушения законодательства об охране труда, повлекшие несчастный случай на производстве. В связи с нарушением законодательства об охране труда, повлекшим несчастный случай на производстве, виновное лицо (в том числе должностных лиц организации) могут привлечь, в частности, к уголовной, административной, дисциплинарной ответственности. Кроме того, работодатель может понести материальную ответственность, связанную с возмещением морального вреда. Уголовная ответственность. В результате несчастного случая на производстве, произошедшего из-за нарушения требований охраны труда лицом, на которое возложены обязанности по их соблюдению, это виновное лицо могут привлечь к уголовной ответственности по ст. 143 УК РФ. Если нарушение повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, применяется одно из следующих наказаний (ч. 1ст. 143 УК РФ): штраф до 400 000 руб. или в размере заработной платы (иного дохода) осужденного за период до 18 месяцев; обязательные работы на срок от 180 до 240 ч; исправительные работы на срок до двух лет; принудительные работы на срок до одного года; лишение свободы на срок до одного года. Дополнительно виновного могут лишить права занимать определенные должности или заниматься определенными видами деятельности на срок до одного года. Если нарушение повлекло по неосторожности смерть человека, виновного могут (ч. 2 ст. 143 УК РФ): направить на принудительные работы сроком до четырех лет; лишить свободы на срок до четырех лет. Дополнительно его могут лишить права занимать определенные должности или заниматься определенными видами деятельности на срок до трех лет. Если нарушение повлекло по неосторожности смерть нескольких работников, виновного могут (ч. 3 ст. 143 УК РФ): направить на принудительные работы сроком до пяти лет; лишить свободы на срок до пяти лет. Дополнительно его могут лишить права занимать определенные должности или заниматься определенными видами деятельности на срок до трех лет. К ответственности по ст. 143 УК РФ могут привлечь, в частности, руководителя организации, его заместителей, главных специалистов, специалистов службы охраны труда, руководителей отделов и других работников организации, на которых возложены обязанности обеспечивать соблюдение требований охраны труда. Административная ответственность. Из-за несчастного случая на производстве может последовать административная ответственность, например, по ч. 1, 5 ст. 5.27.1, ст. 15.34, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1- 3 ст. 19.4.1, ч. 23 ст. 19.5 КоАП РФ. Так, за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ (исключение — случаи, указанные в ч. 2 — 4 ст. 5.27.1 и ч. 3 ст. 11.23 КоАП РФ), предусмотрено, в частности (ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ): предупреждение или административный штраф от 2 000 до 5 000 руб. — для должностных лиц и ИП; предупреждение или административный штраф от 50 000 до 80 000 руб. — для организаций. Если такое нарушение выявлено повторно, наступит более серьезная административная ответственность — вплоть до дисквалификации должностных лиц и административное приостановления деятельности и , организации (ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ). Административная ответственность может наступить, например, за нарушение порядка взаимодействия с госинспектором труда по вопросам, связанным с произошедшим несчастным случаем на производстве. Так, за отказ должностного лица организации выполнить требование или распоряжение должностного лица контролирующего органа предусмотрено наказание в виде предупреждения или штрафа в размере от 2 000 до 4 000 руб. (ч. 1 ст. 19.4 КоАПІ РФ). За иные препятствующие проведению проверки действия должностное лицо организации могут оштрафовать на сумму от 2 000 до 4 000 руб., а саму организацию — от 5 000 до 10 000 руб. (ч. 1 ст. 19.4.1 КоАЛІ РФ). Если в результате препятствий со стороны организации проверка так и не была проведена (не завершена), штраф составит (примечание к ст. 2.4, ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ): от 5 000 до 10 000 руб. — для должностных лиц и ИГ; от 20 000 до 50 000 руб. — для организаций. Если привлеченное к ответственности должностное лицо повторно помешает провести проверку, его могут дисквалифицировать на срок от шести месяцев до одного года или оштрафовать на сумму от 10 000 до 20 000 руб. Организации в случае повторного нарушения грозит штраф в размере от 50 000 до 100 000 руб. (ч. 3 ст. 19.4.1 КоАП РФ). За невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания должностного лица Роструда об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, работодатель может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с ч. 23 ст. 19.5 КоАП РФ. Штраф за сокрытие страхового случая при страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составит (примечание к ст. 2.4, ст. 15.34 КоАП РФ): от 500 до 1 000 руб. — для должностных лиц и ИП; от 5 000 до 10 000 руб. — для организаций. Дисциплинарная ответственность. Работодателя нельзя привлечь к дисциплинарной ответственности. Однако применить дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения можно, например, к руководителю организации (ст. ст. 192, 195 ТК РФ). Материальная ответственность. Работник, получивший во время исполнения им трудовых обязанностей травму или иное повреждение здоровья, имеет право на возмещение морального вреда (ч. 1ст. 237 ТК РФ). В случае смерти или повреждения здоровья работника в результате несчастного случая на производстве члены его семьи будут иметь право на компенсацию вами морального вреда, причиненного нарушением принадлежащих им неимущественных прав и нематериальных благ, если вы не обеспечили работнику условия труда, отвечающие требованиям охраны труда и безопасности.
Метки: защита избирательных прав граждан, Нагатинская межрайоннаая прокуратура ЮАО г. Москвы, Особенности регулирования трудовых прав инвалидов, Ответственность за нарушения законодательства об охране труда