1. Понятие экстремизма
Федеральный закон от 25.07.2002 N 114-Ф3 «О противодействии экстремистской деятельности» содержит обширный перечень признаков, входящих в понятие экстремизма.
В частности, к экстремизму (экстремистской деятельности) относятся:
— насильственное изменение основ конституционного строя и (или) нарушение территориальной целостности Российской Федерации (в том числе отчуждение части территории Российской Федерации), за исключением делимитации, демаркации, редемаркации Государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами;
— публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
— возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
— пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, или отношения к религии;
— использование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, за исключением случаев использования нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, при которых формируется негативное отношение к идеологии нацизма и экстремизма и отсутствуют признаки пропаганды или оправдания нацистской и экстремистской идеологии; организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;
— финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг и др.
В соответствии с Уголовным кодексом РФ под преступлениями экстремистской
направленности понимаются преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти, или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.
2. Ответственность за экстремизм
На основании ст. 15 Закона о противодействии экстремизму за осуществление экстремистской деятельности граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в установленном законодательством РФ порядке.
Статьей 20.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за пропаганду либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или
символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, атрибутики или символики нацистских, экстремистских организаций, а также иных атрибутики или символики, запрещенных федеральными законами, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, а также за изготовление или сбыт в целях пропаганды либо приобретение в целях сбыта или пропаганды указанной атрибутики или символики, кроме случаев, когда указанными действиями формируется негативное отношение к идеологии нацизма и экстремизма и отсутствуют признаки пропаганды или оправдания нацистской и экстремистской идеологии.
Статьей 20.29 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения, за исключением случаев, предусмотренных ст. 20.3.2 КоАП РФ.
В Уголовном кодексе РФ, в частности, указаны следующие составы преступлений экстремистской направленности:
— публичные призывы (т.е. обращения к другим лицам в любой форме) к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280 УК РФ, п. 4 Постановления Пленума ВС РФ о преступлениях экстремистской направленности);
— публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации (ст. 280.1 УК РФ);
— действия (например, высказывания о необходимости противоправных действий), направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично, в том числе с использованием средств массовой информации либо информационно- телекоммуникационных сетей, включая сеть Интернет, совершенные лицом после его привлечения к административной ответственности за аналогичное деяние в течение одного года (ч. 1 ст. 282 УК РФ, п. 7 Постановления Пленума ВС РФ о преступлениях экстремистской направленности);
Как указано в абз. 2п. 21. Постановления Пленума ВС РФ о преступлениях экстремистской направленности с учетом содержания диспозиции ст. ст. 280, 280.1, 282 УК РФ к данным, указывающим на признаки соответствующих преступлений, относится, например, не только сам факт размещения в сети Интернет или иной информационно-телекоммуникационной сети текста, изображения, аудио- или видеофайла, содержащего признаки призывов к осуществлению экстремистской деятельности или действий, направленных на нарушение территориальной целостности РФ, возбуждения ненависти либо вражды, унижения достоинства человека либо группы лиц, но и иные сведения, указывающие на общественную опасность деяния, в том числе на направленность умысла, мотив совершения соответствующих действий.
Согласно абз. 2 п. 8 Постановления Пленума ВС РФ о преступлениях экстремистской направленности размещение лицом в сети Интернет или иной информационно- телекоммуникационной сети, в частности, на своей странице или на страницах других пользователей материала (например, видео-, аудио-, графического или текстового), созданного им самим или другим лицом, включая информацию, ранее признанную судом экстремистским материалом, может быть квалифицировано по ст. ст. 280, 280.1 или 282 УК РФ только в случаях, когда установлено, что лицо, разместившее такой материал, осознавало направленность деяния на нарушение основ конституционного строя, а также имело намерение побудить других лиц к
осуществлению экстремистской деятельности, совершению действий, направленных на нарушение территориальной целостности РФ, либо цель возбудить ненависть или вражду, унизить достоинство человека или группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии либо принадлежности к какой-либо социальной группе;
— создание экстремистского сообщества, руководство таким сообществом, его частью или входящими в такое сообщество структурными подразделениями, создание объединения организаторов, руководителей или иных представителей частей или структурных подразделений такого сообщества в целях разработки планов и (или) условий для совершения преступлений
экстремистской направленности, участие в нем, склонение, вербовка и иное вовлечение лиц к участию в нем (ст. 282.1 УК РФ):
— организация деятельности экстремистской организации (общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осушествлением экстремистской деятельности), склонение, вербовка или иное вовлечение лица в деятельность экстремистской организации, а также участие в ее деятельности (ст. 282.2 УК РФ);
— финансирование экстремистской деятельности (ст. 282.3 УК РФ);
— неоднократные пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами (ст. 282.4 УК РФ).
3. Основания, порядок и последствия признания организации экстремистской
На основании п. 1ч. 2.1 ст. 6 Федерального закона от 07.08.2001 No 115-Ф3
«O противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» основаниями для включения организации в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, является вступившее в законную силу решение суда РФ о ликвидации или запрете деятельности организации в с в я з ис ее причастностью к экстремистской деятельности или терроризму.
Согласно ст. 9 Закона о противодействии экстремизму в РФ запрещаются создание и деятельность общественных и религиозных объединений, иных организаций, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности.
В случае, предусмотренном ч. 4 ст. 7 Закона о противодействии экстремизму в РФ (неустранение причин вынесения предупреждения со стороны Генерального прокурора или выявление новых фактов с признаками экстремизма), либо в случае осуществления общественным или религиозным объединением, либо иной организацией, либо их региональным или другим структурным подразделением экстремистской деятельности, повлекшей за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда личности, здоровью г р а ж д а н , окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, обществу и государству или создающей реальную угрозу причинения такого вреда, соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация могут быть ликвидированы, а деятельность соответствующего общественного или религиозного объединения, не являющегося юридическим лицом, может быть запрещена по решению суда на основании заявления Генерального прокурора РФ или подчиненного ему соответствующего прокурора.
• По указанным основаниям общественное или религиозное объединение может быть ликвидировано, а деятельность общественного или религиозного объединения, не являющегося юридическим лицом, может быть запрещена по решению суда также на основании заявления федерального органа государственной регистрации или его соответствующего территориального органа.
В случае принятия судом решения о ликвидации общественного или религиозного объединения их региональные и другие структурные подразделения также подлежат ликвидации. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество общественного или религиозного объединения либо
иной организации, ликвидируемых по вышеуказанным основаниям, подлежит обращению в собственность РФ. Решение об обращении указанного имущества в собственность РФ выносится судом одновременно с решением о ликвидации общественного или религиозного объединения либо иной организации.
Перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности, и описание символики указанных объединений, организаций подлежат размещению в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте федерального
органа государственной регистрации. Указанный перечень также подлежит опубликованию в «Российской газете».
Согласно п. п. 2, 3, 8 Порядка ведения перечня общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых вступило в законную силу решение суда о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25.07.2002
N 114 — 0 3 «О противодействии экстремистской деятельности» (утв. Приказом Минюста России от 12.02.2021 N 18), в перечне содержатся следующие сведения о ликвидированных или запрещенных организациях:
1) порядковый номер записи в перечне;
2)полное наименование ликвидированной или запрещенной организации;
3) реквизиты решения суда о ликвидированной или запрещенной организации; 4) дата включения ликвидированной или запрещенной организации в перечень.
Ведение перечня осуществляется Минюстом России в электронном виде и на бумажных носителях путем последовательного внесения в него записей.
Перечень размещается на официальном сайте Минюста России в информационно- телекоммуникационной сети Интернет (www.minjust.gov.ru) и направляется для опубликования в федеральное государственное бюджетное учреждение «Редакция «Российской газеты»
4. ПОНЯТИЕ ТЕРРОРИЗМА
Федеральным законом от 06.03.2006 N 35-Ф3
«О противодействии терроризму» устанавливаются правовая основа противодействия терроризму, его основные принципы, а также разъясняются важные понятия в этой сфере.
В частности, согласно п. 1 ст. 3 Закона о противодействии терроризму под терроризмом понимаются идеология насилия
и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.
Как следует из п. 2 указанной статьи, под террористической понимается деятельность, включающая в себя:
— организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта;
— подстрекательство к террористическому акту;
— организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре (согласно ст. 208 УК РФ, п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.02.2012 N 1 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях
террористической направленности» (далее — Постановление Пленума ВС РФ о преступлениях террористической направленности) под незаконным вооруженным формированием следует понимать не предусмотренные федеральным законом объединение, отряд, дружину или иную вооруженную группу, созданные для реализации определенных целей (например, для совершения террористических актов, насильственного изменения основ конституционного строя
территориальной целостности Российской Федерации));
— вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;
— информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта;
— пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности.
5. Понятие террористического акта
В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона о противодействии терроризму под террористическим актом понимается совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.
Обращаем внимание на то, что в ст. 205 УК РФ содержится следующее определение: «Совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в целях воздействия напринятие решений органами власти или
международными организациями». Санкции за совершение террористического акта
предусматривают ответственность вплоть до пожизненного лишения свободы. Данное определение является практически полностью аналогичным определению, содержащемуся в Законе о противодействии терроризму.
Заразьяснением понятий, содержащихся в указанном определении, следует обратиться к Постановлению Пленума ВС РФ о преступлениях террористической направленности.
Согласно п. 2 Постановления Пленума ВС РФ о преступлениях террористической направленности устрашающими население могут быть признаны такие действия, которые по своему характеру способны вызвать страх у людей за свою жизнь и здоровье, безопасность близких, сохранность имуществаи т.л.
Опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий должна быть реальной, что определяется в каждом конкретном случае с учетом места, времени, орудий, средств, способа совершения преступления и других обстоятельств дела (данныхо количестве людей, находившихся врайоне места взрыва, о мощности и поражающей способности использованного взрывного устройства и т.п.).
Согласно п. 3 Постановления •Пленума ВС РФ о преступлениях террористической направленности под иными действиями, устрашающими население и создающими опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, следует понимать действия, сопоставимые по последствиям со взрывом или поджогом, например устройство аварий на объектах жизнеобеспечения; разрушение
транспортных коммуникаций; заражение источников питьевого водоснабжения и продуктов питания; распространение болезнетворных микробов, способных вызвать эпидемию или эпизоотию; радиоактивное, химическое, биологическое (бактериологическое) и иное заражение местности; вооруженное нападение на населенные пункты, обстрелы жилых домов, школ, больниц, административных зданий, мест дислокации (расположения) военнослужащих или
сотрудников правоохранительных органов; захват и (или) разрушение зданий, вокзалов, портов, культурных или религиозных сооружений.
6. Ответственность за совершение террористического акта
Как следует из преамбулы Постановления Пленума ВС РФ о преступлениях террористической направленности, в целях уголовно-правового обеспечения противодействия терроризму и в интересах выполнения международных обязательств УК РФ устанавливает ответственность за •совершение преступлений террористической направленности, предусмотренных ст. ст. 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 360 и 361.
На основании ч. 1 ст. 205 УК РФ совершение террористического акта влечет ответственность в виде лишения свободы на срок от десяти до двадцати лет.
Первой группой квалифицирующих признаков указанного преступления являются:
— совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной
группой:
— причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий.
На основании ч. 2 ст. 205 УК совершение теракта с указанными квалифицирующими признаками влечет лишение свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года додвух лет.
Второй группой квалифицирующих признаков для рассматриваемого деяния являются:
— сопряжение с посягательством на объекты использования атомной энергии, потенциально опасные биологические объекты либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических веществ или патогенных биологических агентов;
— последствия теракта, повлекшие причинение смерти человеку.
На основании ч. 3 ст. 205 УК совершение теракта с указанными квалифицирующими признаками влечет лишение свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет или пожизненное лишение свободы.
Важно также отметить, что своевременное предупреждение органов власти или способствование предотвращению осуществления террористического акта другим способом является основанием для освобождения лица, участвовавшего в подготовке террористического акта, от уголовной ответственности при условии, что в его действиях не содержится иного состава преступления (примечание к ст. 205 УК РФ).
Кроме того, УК РФ установлена уголовная ответственность за:
— содействие террористической деятельности (а именно за склонение, вербовку или иное вовлечение лица в совершение преступлений соответствующей направленности) (ст. 205.1):
— публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или пропаганда терроризма (ст. 205.2);
-прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности (ст. 205.3);
— организацию террористического сообщества и руководство им, а также участие в нем (ст. 205.4);
— организацию деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации (ст. 205.5).
Перечень указанных составов преступлений террористической направленности с 20.07.2016 дополнился составом, предусмотренным ст. 205.6 УК РФ, — несообщение в органы власти, уполномоченные рассматривать сообщения о преступлении, о лице (лицах), которое по достоверно известным сведениям готовит, совершает или совершило хотя бы одно из преступлений террористической направленности (за исключением случаев, когда таким лицом является супруг или близкий родственник).
Помимо указанных преступлений к перечню уголовных преступлений террористической направленности относятся:
— захват заложника, совершенный в целях понуждения государства, организации или гражданина совершить какое-либо действие или воздержаться от совершения какого-либо действия как условия освобождения заложника (ст. 206 УК РФ):
— создание вооруженного формирования (объединения, отряда, дружины или иной группы), не предусмотренного федеральным законом, руководство таким формированием, его финансирование, участие в нем, участие на территории
иностранного государства в вооруженном формировании, не предусмотренном законодательством данного государства, в целях, п р о т и в о р е ч а щ и х и н т е р е с а м РФ, а р а в н о у ч а с т и е г р а ж д а н и н а РФ и л и п о с т о я н н о проживающего в Российской Федерации лица без гражданства в вооруженном конфликте, военных действиях или иных действиях с применением вооружения и военной техники на территории иностранного государства в целях, противоречащих интересам РФ (при отсутствии признаков преступления, предусмотренного ст. 275 УК РФ) (ст. 208 УК РФ):
— угон или захват с целью угона воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава (ст. 211 УК РФ):
— незаконные приобретение, хранение, использование, передача или разрушение ядерных материалов или радиоактивных веществ, а также их хищение или вымогательство (ст. ст. 220, 221 УК РФ);
— посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность (ст. 277 УК РФ);
— совершение действий, направленных на насильственный захват власти или насильственное удержание власти в нарушение Конституции РФ, а равно направленных на насильственное изменение конституционного строя РФ (ст. 278 УК РФ);
— организация вооруженного мятежа либо активное участие в нем в целях свержения или насильственного изменения конституционного строя РФ либо нарушения территориальной целостности РФ (ст. 279 УК РФ);
— нападение на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующегося международной защитой, на служебные или жилые помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой, либо угроза его совершения, в том числе в целях провокации войны или осложнения международных отношений
(ст. 360 УК РФ);
— акт международного терроризма (т.е. совершение вне пределов территории Российской Федерации взрыва, поджога или иных действий, подвергающих опасности жизнь, здоровье, свободу или неприкосновенность граждан Российской Федерации в целях нарушения мирного сосуществования государств и народов либо направленных против интересов РФ, а также угроза совершения указанных действий), финансирование таких деяний, склонение, вербовка или иное вовлечение лица в их совершение либо вооружение или подготовка лица в целях совершения указанных деяний (ст. 361 УК РФ).
7. Противодействие терроризму
Согласно п. 4 ст. 3 Закона о противодействии терроризму под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по:
_ — по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма):
— по выявлению, предупреждению, террористического акта (борьба с терроризмом):
пресечению, раскрытию и расследованию
— по минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Преамбула Постановления Пленума ВС РФ о преступлениях террористической направленности гласит: в Российской Федерации правовуюоснову противодействия терроризму составляют Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, Федеральный закон от 25.07.2002 N 114-Ф3 «О противодействии экстремистской деятельности», Закон о противодействии терроризму и другие нормативные правовые акты, направленные на противодействие терроризму.
В частности, мерам по противодействию финансирования терроризма посвящен Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-Ф3 » противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Закон о противодействии финансированию терроризма). В числе мер, предусмотренных указанным Законом, находится обязательный контроль в установленных случаях за операциями с денежными средствами или иным имуществом, а также внутренний контроль в организациях, осуществляющих такие операции (ст. 4Закона о противодействии финансированию терроризма). На основании п. п. 7, 8 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 05.10.2009) субьектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосударственные организации и объединения, а также граждане, оказывающие содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприятий. Координацию деятельности по противолействию
терроризму, организацию планирования применения сил и средств федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов по борьбе с терроризмом, а также управление • контртеррористическими операциями
•обеспечивают Национальный антитеррористический комитет, Федеральный оперативный штаб, антитеррористические комиссии и оперативные штабы в субъектах Российской Федерации.
Перечень организационных основ противодействия терроризму закреплен в ст. 5 Закона о противодействии терроризму.
Во исполнение указанных основ принимаются нормативные акты, которые направлены на установление и реализацию соответствующих полномочий различных органов власти (в дополнение к установленным Законом о противодействии терроризму).
В частности, на основании ч. 3 ст. 5 Закона о противодействии терроризму федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субьектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 04.05.2008 N 333 «О компетенции
федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, в области противодействия терроризму» (далее — Постановление Правительства РФ от 04.05.2008 N 333) федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации:
— участвуют в формировании и реализации основных направлений государственной политики в области противодействия терроризму в пределах своей компетенции;
— обеспечивают антитеррористическую защищенность объектов федеральной собственности, находящихся в их ведении, координируют деятельность по антитеррористической защищенности иных объектов в соответствии со своей компетенцией в установленной сфере деятельности и организуют контроль состояния их антитеррористической защищенности;
-осуществляют взаимодействие в области противодействия терроризму, в том числе обмен информацией;
— обеспечивают профессиональную переподготовку и повышение квалификации федеральных государственных гражданских служащих, осуществляющих деятельность по профилактике терроризма, минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.
В соответствии с п. 1(1) Постановления Правительства РФ от 04.05.2008 N 333 федеральные министерства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, осуществляюткоординацию и контрольдеятельности попрофилактикетерроризма, минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений подведомственных федеральных служб, федеральных агентств, их территориальных органов и организаций, а также в соответствии со своей компетенцией осуществляют методическое руководство деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере.
На основании ст. 8 Федерального закона от 03.04.1995 N 40-Ф3 «О Федеральной службе безопасности» борьба с терроризмом является одним из основных направлений деятельности органов ФСБ.
В целях организации и координации деятельности по противодействию терроризму, осуществляемой федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также антитеррористическими комиссиями и оперативными штабами в субъектах Российской Федерации, оперативными штабами в морских районах (бассейнах), образован Национальный антитеррористический комитет (п. 1 Положения о Национальном антитеррористическом комитете, утвержденного Указом Президента РФ от 26.12.2015 N 664 «О мерах по совершенствованию государственного управления в области противодействия терроризму»). Комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средствп о пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц. организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта именуется
контртеррористической операцией (п. 5ст. 3Закона о противодействии терроризму).
Для участия в проведении контртеррористических операций могут привлекаться в том
числе Вооруженные Силы РФ (ст. 6 Закона о противодействии терроризму), полиция (п. 17 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции»), войска национальной гвардии (п. 3 .ч 1 ст. 2 Федерального закона от 03.07.2016 N 226-Ф3 «О войсках национальной гвардии Российской Федерации»).
Также обращаем внимание: согласно ч. 1 ст. 4 Закона о противодействии терроризму Российская Федерация в соответствии с международными договорами Российской Федерации сотрудничает в области противодействия терроризму с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями.
8. Понятие и требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий)
Под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние
защищенности здания, строения, сооружения, иного обьекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения, муниципального округа или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами,либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек (п. 6 ст. 3 Закона опротиводействии терроризму).
Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 N 272 утверждены:
— Требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей (далее — Требования к местам МІЛ);
— Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации (далее
— Требования к охраняемым объектам).
Согласно п. 2 Требований к местам МПЛ в субъектах РФ и муниципальных образованиях определяется перечень мест массового пребывания людей.
На каждое место массового пребывания людей после проведения его обследования и категорирования комиссией составляется паспорт безопасности. Актуализация паспорта безопасности осуществляется (в порядке, установленном для его составления) не реже одного раза в 3 года, а также в установленных Требованиями к местам МІЛ случаях (п. п. 14, 19, 20 Требований к местам МПЛ).
В соответствии с п. 13(1) Требований к местам МПЛ служебная информация осостоянии антитеррористической защищенности места массового пребывания людей и принимаемыхмерах по ее усилению, содержащаяся в акте обследования и категорирования места массового пребывания людей, иных документах и других материальных носителях информации, является служебной информацией ограниченного распространения и подлежит защитев соответствии с
законодательством Российской Федерации.
На основании п. 21 Требований к местам МПЛ антитеррористическая защищенность мест массового пребывания людей обеспечивается путем:
— проведения организационных мероприятий по обеспечению антитеррористической
защищенности мест массового пребывания людей, включая категорирование мест массового пребывания людей, с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения на них террористического акта и его возможных последствий;
— определения и устранения причин и условий, способствующих совершению в местах массового пребывания людей террористических актов;
— контроля в едином информационном пространстве в режиме реального времени обстановки, складывающейся в районах расположения мест массовогопребывания людей;
— применения современных информационно-коммуникационных технологий для обеспечения безопасности мест массового пребывания людей;
— оборудования мест массового пребывания людей необходимыми инженерно- техническими средствами;
— контроля за соблюдением требований защищенности мест массового пребывания людей;
K обеспечению антитеррористической
— осуществления следующих мероприятий по защите служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах, в
том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности места массового пребывания людей:
установления порядка работы со служебной информацией ограниченногораспространения; организации допуска лиц к служебной информации ограниченного распространения; определения обязанностей лиц, допущенных к служебной информации ограниченного распространения, в том числе лиц, ответственных за хранение паспорта безопасности и иных документов ограниченного распространения, содержащих сведения о состоянии антитеррористической защищенности места массового пребывания людей и принимаемых мерах по ее усилению;
организации и осуществления контроля за обеспечением установленного порядка работы со служебной информацией ограниченного распространения и ее хранения;
-проведения следующих мероприятий по выявлению и предотвращению несанкционированного проноса (провоза) и применения в местах массового пребывания людей токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов (в том числе при их получении посредством почтовых отправлений):
периодическая проверка (обход и осмотр) зданий (строений, сооружений) и территорий мест массового пребывания людей в порядке, определяемомправообладателями мест массового пребывания людей;
организация контролируемого допуска в места массового пребывания людей физических лиц и автотранспортных средств при проведении в таких местах публичных, спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий;
оперативное оповещение и эвакуация людей в случае угрозы применения (применения) в местах массового пребывания людей токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов;
— назначения лиц, ответственных за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности и организацию взаимодействия с территориальным органом безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел РФ, Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Федеральной службы войск национальной гвардии РФ.
На основании п. п. 23, 24 Требований к местам МПЛ все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются:
— системой видеонаблюдения:
— системой оповещения и управления эвакуацией;
— системой освещения.
Вцелях поддержания правопорядка вместах массового пребывания людей организуется их физическая охрана.
Согласно п. п. ,5 6 Требований к охраняемым объектам в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) осуществляется их категорирование. Категорирование обьектов (территорий) осуществляется специальной комиссией на основании оценки состояния защищенности обьектов (территорий), учитывающей их значимость для инфраструктуры и жизнеобеспечения, степень потенциальной опасности и угрозы совершения террористического акта на объектах (территориях), а также возможных последствий их совершения.
По результатам работы комиссии объекту (территории) присваивается категория и определяются мероприятия по обеспечению его антитеррористической защищенности (п. 1 Требований к охраняемым объектам).
На каждый обьект (территорию) после проведения его обследования и категорирования разрабатывается паспорт безопасности объекта (территории), актуализируемый по общему правилу не реже одного раза в три года, за исключением актуализации при изменении ряда параметров объекта (территории) (п. п. 13, 19 Требований к охраняемым обьектам).
В соответствии с абз. 5 п. 12 Требований к охраняемым обьектам служебная информация о состоянии антитеррористической защищенности обьекта (территории) и принимаемых мерах по ее усилению, содержащаяся в акте обследования обьекта (территории), иных документах и других материальных носителях информации, является служебной информацией ограниченного распространения и подлежит защите в соответствии с законодательством Российской Федерации. На основании п. 21 Требований к охраняемым объектам антитеррористическая защишенность объектов (территорий) обеспечивается путем:
— проведения организационных мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий);
— инженерно-технического оборудования объектов (территорий) и обеспечения контроля за наличием и работоспособностью инженерно-технических средств охраны объектов (территорий), а также технического обслуживания инженерно-технических средств охраны объектов (территорий):
— обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов на объектах (территориях);
— проведения комплекса мероприятий, направленных на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы совершения террористических актов на обьектах (территориях);
— осуществления следующих мероприятий по защите служебной информации ограниченного распространения, содержащейся впаспорте безопасностиобъекта (территории)и иных документах, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объекта (территории):
установления порядка работы сослужебной информацией ограниченногораспространения; организации допуска лиц к служебной информации ограниченного распространения; определения обязанностей лиц, допущенных к служебной информации ограниченного распространения, в том числе лиц, ответственных за хранение паспорта безопасности объекта (территории) и иных документов ограниченного распространения, содержащих сведения о состоянии антитеррористической защищенности объекта (территории) и принимаемых мерах по
ее усилению;
организации и осуществления контроля за обеспечением установленного порядка работы со служебной информацией ограниченного распространения и ее хранения;
— проведения следующих мероприятий по выявлению предотвращению несанкционированного проноса (провоза) и применения на объектах (территориях) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов (в том числе при их получениипосредством почтовых отправлений):
организация контроля за допуском на объекты (территории) посетителей и автотранспортных средств;
организация контроля за допуском к системе вентиляции помещений объектов (территорий);
• организация контроля за поступающей н а объекты (территории) почтовой корреспонденцией;
оперативное оповещение и эвакуация сотрудников (работников) и посетителей обьектов (территорий) в случае угрозы применения (применения) на объектах (территориях) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологическихагентов.
Согласно п. 22 Требований к охраняемым объектам организационные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) включают в себя:
— разработку организационно-распорядительных документов по организации охраны, пропускного и внутриобъектового режимов на объектах (территориях);
— определение должностных лиц, ответственных за проведение мероприятий по антитеррористической защищенности объектов (территорий) и организацию взаимодействия с территориальным органом безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел РФ, Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Федеральной службы войск национальной гвардии РФ (подразделением вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ) по месту нахождения объекта;
— проведение учений и ( и л и тренировок с сотрудниками (работниками) объектов (территорий) по подготовке к действиям при угрозе совершения и при совершении террористических актов на объектах (территориях);
— информирование сотрудников (работников) объектов (территорий) о требованиях к антитеррористической защищенности объектов (территорий) и об организационно- распорядительных документах по пропускному и внутриобьектовому режимам на объектах (территориях);
— исключение фактов бесконтрольного нахождения на потенциально опасных участках (критических элементах) объектов (территорий) посетителей, работников обслуживающих, ремонтных и иных сторонних организаций.
Метки: Нагатинская межрайонная прокуратура, наказание за теракт, терроризм