Верховный суд РФ признал недействующим временный порядок совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам
Указанный временный порядок был направлен письмом ФНС России от 9 марта 2021 г. № АБ-4-19/2990. Судом отмечено, что временный порядок вводит не предусмотренные актами большей юридической силы общеобязательные правила, распространяющиеся на неопределенный круг лиц и рассчитанные на неоднократное применение, и его положения сформулированы как нормативные правовые.
Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009, предусмотрено, что издание нормативных правовых актов в виде писем, распоряжений и телеграмм не допускается, а нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат государственной регистрации.
Также при издании письма не были соблюдены требования, установленные Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» и рядом иных актов.
Письмо ФНС России от 9 марта 2021 г. № АБ-4-19/2990 признано не действующим со дня принятия.
***
Приказом ФНС России от 01.09.2022 N ЕД-7-7/802@ «Об утверждении рекомендуемой формы заявления об осуществлении прав акционера (участника) в отношении российского хозяйственного общества, акционером (участником) которого является контролируемая иностранная компания», утверждена рекомендуемая форма заявления об осуществлении прав акционера (участника) в отношении российского хозяйственного общества, акционером (участником) которого является контролируемая иностранная компания.
Лица, признаваемые контролирующими лицами иностранной организации, зарегистрированной на территории «недружественного» государства, доля участия которых составляет более 50%, вправе обратиться в ФНС с заявлением об осуществлении прав акционера (участника) в отношении российского хозяйственного общества, акционером (участником) которого является контролируемая иностранная компания (статья 3 Федерального закона от 14.07.2022 N 323-ФЗ).
***
Приказом Геннпрокуратуры Росси и от 05.09.2022 N 494 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» актуализирован порядок организации прокурорского надзора за исполнением законодательства об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.
Прокурорам при реализации надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, в частности, необходимо:
- при проведении проверок исправительных учреждений обращать внимание на исполнение их администрацией требований закона при направлении в суд заявлений об установлении административного надзора;
- обращать особое внимание на недопустимость применения органами внутренних дел ограничений, не установленных судом, а также злоупотребления полномочиями, предоставленными при осуществлении административного надзора ;
- проверять соблюдение установленного законодательством порядка рассмотрения органами внутренних дел жалоб и заявлений поднадзорных лиц и их представителей в связи с осуществлением в отношении них админист ративного надзора;
- особое внимание обращать на наличие сведений о вступлении в законную силу постановлений о привлечении к административной ответственности по статье24 КОАП РФ и об исполнении лицом, привлеченным к ответственности, назначенного нака зания.
Аналогичный Приказ Генерального прокурора РФ от 29.04.2013 N 176 признан утратившим силу.
***
Заявление о сохранении прожиточного минимума гражданину-должнику в случае исполнительного производства можно подать, не выходя из дома, через Госуслуrи. Раньше такое заявление в соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», вступившими в силу с 01.02.2022, можно было подать только при личном визите в отделение судебных приставов, где ведется исполнительное производство, либо по почте.
Алгоритм действий для подачи заявления через Госуслуги:
- Следует воспользоваться услугой по подаче ходатайств в ФССП, пункт «Сохранить прожиточный минимум». Вкачестве альтернативы, обратиться к роботу, написав в поле поиска « прожиточный минимум».
- После заполнения заявления, указать номер исполнительного производства, реквизиты банковского счета, где необходимо сохранить деньги .
- Затем укажите источник дохода, например, работодателя или пенсионный фонд, приложите документы, подтверждающие получение дохода.
- При наличии решения суда об увеличении размера сохраняемой суммы его необходимо приложить к заявлению.
Заявление будет рассмотрено службой судебных приставов в течение 17 рабочих дней.
По информации Роспотребнадзора «О внесении изменений в закон «О защите прав потребителей» с 1 сентября 2022 года права потребителей получат дополнительную защиту.
С указанной даты вступает в силу Федеральный закон от 05.2022 N 135- ФЗ «О внесении изменения в статью 16 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», определяющий перечень недопустимых условий договоров, ущемляющих права потребителей. В случае, если включение в договор таких условий причинило потребителю убытки, продавец обязан возместит ь их в полном объеме. В частности, в перечень недопустимых условий включено право на одностороннее изменение условий договора или на отказ от его исполнения, который часто встречается в договорах с кредитными организациями или в договорах об оказании услуг связи.
К недопустимым также отнесено положение, обуславливающее приобретение одних товаров или услуг обязательным приобретением других. Это происходит, например, когда банк увязывает выдачу кредита с заключением договора личного страхования.
Недопустимо ограничивать потребителя в средствах и способах защиты нарушенных прав. Этому положению противоречит, в частности, включение в условия пользования подарочными картами пункта о том, что «подарочные карты возврату не подлежат». Недопустимой практикой также признано оказание дополнительных платных услуг без получения согласия. Кроме того, запрещено принуждать потребителя к предоставлению персональных данных под угрозой отказа от сделки в случаях, когда предоставление таких данных не предусмотрено законодательством РФ.
***
Даны рекомендации по раскрытию кредитными организациями информации о программах «кешбэка», начисляемого при использовании банковских карт.
В письме ФАС России № АК /851 07/22, Банка России № ИН-02-52/113 от 13.09.2022 «О раскрытии информации по некоторым бонусным программам» отмечено, что практика привлечения клиентов возможностью получения «кешбэка» по банковской карте может быть признана недобросовестной в случае, когда кредитные организации при продвижении своих продуктов акцентируют внимание потенциальных клиентов, в частности, на размере «кешбэка «, однако надлежащим образом не доводят до сведения потребителей основные условия или ограничения по его начислению .
Кредитным организациям рекомендовано:
- обеспечивать доступ потенциальным клиентам к информации и документам, раскрывающим и закрепляющим полные условия и правила обслуживания банковских карт с кэшбеком без совершения ряда дополнительных действий в виде перехода по ссылкам, использования сенсорных манипуляций и пр.;
- раскрывать такую информацию на сайтах кредитных организаций, в документах, выдаваемых потребителям при оформлении банковских карт, а также в иных информационных материалах таким образом, чтобы привлекательные для потребителя условия и возможные ограничения для их использования размещались в одном месте и в сопоставимом формате, не вызывая у потребителя искаженного восприятия или ожиданий.
Совершение кредитными организациями действий, вводящих в заблуждение потребителя, может рассматриваться как нарушение положений Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» и Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе».
Даны разъяснения по вопросам проведения торгов по приватизации государственного и муниципального имущества.
Сообщается, в частности, что пунктом 8 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее — Закон о приватизации) установлено, что претендент не допускается к участию в аукционе по следующим основаниям:
- представленные документы не подтверждают право претендента быть покупателем в соответствии с законодательством РФ;
- представлены не все документы в соответствии с перечнем, указанным в информационном сообщении (за исключением предложений о цене государственного или муниципального имущества на аукционе), или оформление указанных документов не соответствует законодательству РФ;
- заявка подана лицом, не уполномоченным претендентом на осуществление таких действий;
- не подтверждено поступление в установленный срок задатка на счета, указанные в информационном сообщении.
Перечень оснований отказа претенденту в участии в аукционе является исчерпывающим.
При этом пунктом 9 статьи 18 Закона о приватизации определено, что до признания претендента участником аукциона он имеет право отозвать зарегистрированную заявку.
Таким образом, лицо может быть признано единственным участником аукциона в случаях, если заявку на участие в аукционе подало только одно лицо или если заявку на участие в аукционе подали несколько лиц, но остальные претенденты не допущены к участию в аукционе по основаниям, предусмотренным пунктом 8 статьи 18 Закона о приватизации, или отозвал и заявки в соответствии с пунктом 9 статьи 18 Закона о приватизации.