Мы продолжаем цикл публикаций об истории местного самоуправления в России и Москве и на этот раз обратимся к международному опыту, который применяется в нашей стране. В это воскресенье, 15 октября, исполнится 32 года со дня открытия для подписания Европейской хартии местного самоуправления, состоявшегося в 1985 году.
За три последующих года хартию подписали все страны, входившие на тот момент в Совет Европы, и в 1988 году она была окончательно принята. На данный момент под хартией стоят подписи 47 государств. При этом каждая страна-участница, подписываясь под хартией, берет на себя обязательства соблюдать не менее ее 20 пунктов.
Всего же Еврохартия местного самоуправления включает свыше сорока пунктов, разделенных на 18 статей. В преамбуле к документу, в частности, говорится, что государства-члены Совета Европы, подписавшие хартию, соглашаются с тем, что «органы местного самоуправления составляют одну из основ любого демократического строя», а «право граждан участвовать в ведении государственных дел относится к демократическим принципам, разделяемым государствами-членами Совета Европы», и «это право наиболее непосредственно может быть осуществлено именно на местном уровне». Хартия гласит, что органы местного самоуправления, облеченные ответственностью, способны обеспечить эффективное и приближенное к обществу управление.
Содержание же непосредственно статей хартии начинается с определения понятия местного самоуправления. Хартия определяет его как право и способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею. Право местного самоуправления, согласно хартии, осуществляется советами или собраниями, состав которых избирается путем свободного, тайного, прямого, равного и всеобщего голосования. Советы или собрания могут располагать подотчетными им исполнительными органами. В Москве эти функции выполняют Советы депутатов и их аппараты соответственно.
Кроме этого, хартия требует законодательного закрепления принципов местного самоуправления, по возможности – в конституции. В нашей стране общие принципы организации местного самоуправления определены Главой 8 Конституции РФ и Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ.
Далее хартией определяется сфера компетенции местного самоуправления, принципы делегирования полномочий в их адрес со стороны органов власти более высокого уровня, а также защита полномочий и административных структур органов местного самоуправления. В частности, говорится, что административный контроль за органами местного самоуправления может осуществляться только в порядке и в случаях, предусмотренных конституцией или законом. Он осуществляется лишь для обеспечения соблюдения конституционных принципов и законов. Степень вмешательства контролирующего органа должна, согласно хартии, быть соразмерна значимости интересов, которые это вмешательство должно защитить.
Статья №9 регламентирует источники финансирования органов местного самоуправления. Они имеют право, в рамках национальной экономической политики, получать собственные финансовые средства, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих функций. По меньшей мере, часть финансовых средств должна поступать за счет местных сборов и налогов, ставки которых органы местного самоуправления вправе устанавливать в пределах, определенных законом. Согласно этому принципу, в России одним из источников доходов бюджетов субъектов местного самоуправления являются земельный налог и налог на имущество физических лиц.
Европейская хартия местного самоуправления ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 11 апреля 1998 г. N 55-ФЗ.
«Ни для кого не секрет, что многие государственные институты современной России создавались в 1990-е годы по западному образцу за отсутствием собственного опыта. Некоторые из них продемонстрировали несостоятельность и были полностью скорректированы. Однако то, то принципы организации местного самоуправления в России во многом совпадают с требованиями Европейской хартии, говорит о том, что этот документ не потерял своей актуальности», — рассказала глава муниципального округа Зябликово Ирина Золкина.
Метки: депутаты, институты, опыт, самоуправление, совет