Новости

16 лет назад органы местного самоуправления получили независимость от исполнительной власти в Москве

29/03/2017
Глава муниципального округа Зябликово Ирина Золкина
Глава муниципального округа Зябликово Ирина Золкина

27 марта 2001 года правительством столицы были приняты поправки в Устав города Москвы, впоследствии одобренные Городской думой и 13 июля того же года узаконенные новой редакцией устава.
Поправки были приняты по требованию Мосгорсуда, впоследствии поддержанному Верховным судом Российской Федерации. Судебные органы потребовали от города привести свой устав в соответствие с буквой закона.
Согласно этому изменению, в частности, не допускалось дублирование статуса и полномочий органов местного самоуправления и исполнительной или законодательной власти в руках одной и той же структуры. Тогда как в Уставе города Москвы с 1995 года такое дублирование имело место. Во-первых, согласно городскому «Закону о районной управе», управы районов исполняли одновременно функции местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, а во-вторых, статус органа городского самоуправления имели правительство Москвы и Московская городская дума.

Такая ситуация уходила корнями в историю местного самоуправления еще царской России, в которой оно осуществлялось именно городскими думами (подробности здесь). Однако в России современной субъектами муниципальной власти являются муниципальные образования, границы которых в Москве совпадают с районами.
Поэтому в поправках в Устав города Москвы, а также в принятой ранее, в феврале того же года, «Концепции дальнейшего поэтапного развития местного самоуправления в городе Москве» двойственный статус органов власти был устранен. В итоговом тексте звучало следующее:
— введено понятие внутригородского муниципального образования (ВМО), существующего в границах районов города Москвы для осуществления местного самоуправления (в современной Москве, за исключением ТиНАО, ВМО реорганизованы в Муниципальные округа, в ТиНАО, в силу характера застройки, также имеются городские и сельские поселения, городские и сельские округа);
— установлена независимость органа местного самоуправления от управы района;
— разделены должности главы управы района и руководителя муниципального образования.
«Независимый статус позволяет нам, принимая решение, руководствоваться именно интересами жителей, мнение которых мы собираем и анализируем, проводя прием своих избирателей. Мы голосуем за благоустройство, строительство, ремонт того или иного объекта, твердо зная, что в этом действительно нуждаются, в первую очередь, люди, которые делегировали нам полномочия. Вместе с тем, наш статус вовсе не означает того, что мы конфликтуем с управой или противостоим ей. Наоборот, я считаю, что мы вполне конструктивно взаимодействуем не только с исполнительной властью, но и со всеми районным структурами: ЖКХ, социальной сферой, образованием, здравоохранением, полицией, МЧС и другими», — объясняет глава муниципального округа Зябликово Ирина Золкина.
В рамках принятых поправок статус Московской городской думы и правительства Москвы, как органов местного самоуправления также был утерян. Действующая версия московского устава однозначно определяет их как органы государственной власти.
Еще одна важная реформа в рамках поправок в Устав города Москвы за 2001 год касалась структуры высшего уровня городской власти. В целях оптимизации административного аппарата были объединены Мэрия и правительство города, упразднена должность председателя правительства Москвы, а его функции возложены на мэра. Именно тогда появилось название должности – «заместитель мэра в правительстве Москвы». Кроме того, закон города Москвы, устанавливающий поправки в Устав, предоставил мэру возможность издавать указы. Ранее мэр мог издавать только постановления.

Алексей Поляков

Метки: , , ,

Выбор редактора