23 года назад был принят основной закон нашей страны – Конституция Российской Федерации. В 1993 году текст этого документа утвержден по результатам общенародного голосования. В честь этого события 12 декабря установлено в России как государственный праздник. Причем в первое десятилетие существования Конституции – до 2004 года – день этот был выходным.
В рамках Конституции, в том числе, установлены фундаментальные основы местного самоуправления в стране. Система Советов, сохранившаяся в первые годы свободной России, была упразднена по инициативе новой власти. Сразу после этого началась подготовка к формированию новых принципов местного самоуправления в соответствии с духом принятых еще в 1990-91 годах законов «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства» и «О местном самоуправлении». В преддверии принятия новой российской Конституции в силу вступил еще один документ — «Положение об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы». Он подробно описывал структуру, круг задач и полномочий органов местного самоуправления. Таким образом, соответствующая статья новой Конституции призвана стать рамочным документом, описывающим основные принципы построения системы местного самоуправления, а также права россиян в отношении участия в его работе.
Местному самоуправлению в действующей редакции главного российского закона посвящена восьмая глава. При этом первая статья – 130-я – утверждает основные положения, идеологию такого государственного и общественного института. Согласно ней, «местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления».
На практике положения этой статьи выражаются в том, что жители каждого муниципального образования в России избирают своих депутатов в рамках всеобщего (в границах образования) голосования. А управление имуществом осуществляется через обязанность депутатских советов выносить на рассмотрение жителей, как проекты местного бюджета, так и отчеты о его реализации.
Статья 131 определяет общие принципы установки и изменения границ муниципальных образований. Она предполагает, что «местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно». Более детально эти процессы регламентированы в федеральном законе №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Следующая, 132-я статья, в общих чертах перечисляет функции и полномочия органов местного самоуправления. Как и предыдущие, она носит рамочный характер – в современной России каждый субъект Федерации вправе расширять полномочия и круг задач депутатов муниципальных образований на своей территории.
Наконец, статья № 133 определяет гарантии местного самоуправления – право на судебную защиту, компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых вышестоящими органами власти, а также запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией и другими законами.
Слово депутату
«Статьи Конституции, регламентирующие нашу деятельность, действительно, носят несколько общий характер. Однако это обеспечивает возможность своевременного внесения корректив в те задачи, которые общество и исполнительная власть ставят перед муниципальными депутатами. Москва занимает в этом вопросе передовую позицию – у нас много полномочий. Но депутатское сообщество нашего города, в целом, достаточно успешно с ними справляется», — отметил заместитель главы муниципального округа Зябликово Дмитрий Семенов.
Алексей Поляков
Метки: конституция, Москва, официально, ЮАО