Новости

Манифест о новом делении России 1775 года стал шагом Екатерины II к введению в России местного самоуправления

18/11/2016
На фото Совет депутатов муниципального округа Зябликово
На фото Совет депутатов муниципального округа Зябликово

Мы продолжаем цикл публикаций об истории местной власти и самоуправления в России. Сегодня речь пойдет об административной реформе императрицы Екатерины II, в результате которой была установлена новая, прогрессивная на тот момент система административно-территориального деления Российской империи.

Губерния как форма высшей единицы административно-территориального деления, появилась в стране в 1708 году при Петре I. По истечении десятилетий стало ясно, что эта система сама по себе эффективна, однако требует упорядочения в форме приведения территориальных единиц различного размера к «одному знаменателю». Сделать это было необходимо для типизации иерархии власти, бюджетов, структуры самых различных губернских учреждений. Кроме того, петровские губернии: Санкт-Петербургская, Московская, Архангелогородская, Смоленская, Киевская, Казанская, Азовская и другие – были слишком крупными с точки зрения того уровня коммуникаций, а их трехуровневое (губерния – уезд – провинция) деление – слишком сложным. Кроме того, косвенной причиной проведения реформы также стало восстание Пугачева, после которого императрица решила, что власть в регионах следует укрепить.

Реформа Екатерины II была проведена 18 ноября 1775 года путем издания Манифеста о новом областном делении России. Этот документ утверждал двухуровневую систему «губерния – уезд», сохранившуюся до конца российской монархии и даже дольше (пришедшая ей на смену система областей, краев и автономий была учреждена уже при Советской власти). Кроме того, устанавливалось, что население податных, то есть, налогооблагаемых сословий губернии – крестьян и мещан – должно составлять примерно 300 – 400 тысяч, а уезда – 20 – 30 тысяч человек.

Во главе губернии стоял наместник или генерал-губернатор, подведомственные таким органам центральной власти как Сенат и прокурорский надзор. Уездом руководил капитан-исправник, который выбирался раз в три года уездным дворянским собранием. Таким образом, на этом уровне были заложены функции местного самоуправления, осуществляемого элитой населения.

Помимо манифеста, императрицей было принято подробное «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи». Этот документ регламентирует не только организационную структуру, обязанности и полномочия органов власти и их взаимоотношения с «имперским центром», но и режим работы, форму отчетности и ведение документации, судов, уголовных дел, социальной работы и другие направления, и функции власти.

К недостаткам «Учреждения» можно отнести недостаточный уровень делегирования власти непосредственно на местном уровне. Однако недостатком это положение можно назвать лишь «задним числом» – для эпохи абсолютной монархии такая ситуация была нормальной. Однако следующая реформа функций власти как раз-таки оказалась направлена на расширение возможностей местных властей. Но произошла она примерно через 100 лет, когда в России было учреждено земство, ставшее подлинной формой местного самоуправления.

«В каком-то смысле идеология реформы 1775 года сходна с основными принципами Федерального закона №131 о местном самоуправлении, который действует в России с 2003 года. Инициируя его принятие, Президент России руководствовался своей идеей укрепления вертикали государственной власти, но одновременно – и желанием организовать на территории страны типовые округа для осуществления местного самоуправления. Практика показала, что такой подход, в том числе, существенно упрощает обмен опытом и использование проверенных управленческих технологий и решений в муниципальных округах всей страны, как в городских, так и сельских поселениях», — отметил заместитель главы муниципального округа Зябликово Дмитрий Семенов.

Алексей Поляков

Метки: , , , ,

Выбор редактора