Мы продолжаем цикл публикаций об истории и современном устройстве местного самоуправления в России и Москве. В этот раз разговор пойдет о федеральном законе №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Его принятию предшествовали несколько мер по формированию местного самоуправления и усилению его роли в жизни общества: ряд рамочных законов, федеральная программа государственной поддержки местного самоуправления, а также федеральная целевая программа государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления.
Тем не менее, к началу двухтысячных годов единообразия в местном самоуправлении на территории России не было. Поэтому политика президента Владимира Путина по упорядочению структуры власти на всех уровнях, заявленная им на первый президентский срок, распространилась и на муниципальную власть, что и выразилось в принятии нового закона.
На данный момент закон №131 выдержал несколько редакций. Действующая его версия – совсем свежая, она вступила в силу 3 июля 2016 года. Но, так или иначе, за последние десятилетия это основной документ, регулирующий систему представительской власти на первичном уровне.
Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» подробно разъясняет права граждан на осуществление местного самоуправления, закрепленные 12 статьей Конституции РФ.
«Граждане Российской Федерации осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления», — говорится в законе, определяющем таким образом депутатские советы как выборные органы.
Также документ различает виды территорий, на которых может осуществляться местное самоуправление. Это район, городское или сельское поселение, а также внутригородские муниципальные территории – в старой Москве это муниципальные округа.
И наконец, самое важное положение закона – о полномочиях органов местного самоуправления. Согласно текущей версии закона, к ним относятся: — организация бюджетного процесса муниципальной территории;
— установление, изменение и отмена местных налогов и сборов;
— распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
— создание условий для обеспечения жителей внутригородского района услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;
— организация досуга и обеспечение жителей услугами организаций культуры, физической культуры, школьного и массового спорта;
— создание условий для массового отдыха жителей внутригородского района и организация обустройства мест массового отдыха населения;
— утверждение правил благоустройства территории внутригородского района, устанавливающих, в том числе требования по содержанию зданий, сооружений и земельных участков к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений;
— перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения;
-установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий и другие задачи.
При этом закон допускает, что в городах федерального значения – такой статус в России имеют Москва, Санкт-Петербург и Севастополь – круг полномочий муниципальных депутатов может отличаться. Как известно, на депутатов местного самоуправления возложен самый широкий спектр функций.
«Я считаю, что главный итог нашей работы по принципам, изложенным в законе №131 – это сам факт того, что местное самоуправление на протяжении целого десятилетия получило возможность стабильно развиваться. Выборы в Советы депутатов вызывают все больший интерес, число обращений жителей к депутатам также растет. А что касается новых полномочий – к ним мы, как показывает практика, оказались готовы», — подчеркнула глава муниципального округа Зябликово Ирина Золкина.
Алексей Поляков
Метки: депутаты, Зябликово, Москва, муниципальная власть