Памятник одному из самых талантливых и самобытных поэтов ХХ столетия Мусе Джалилю находится в районе Зябликово. Монумент был торжественно открыт 24 августа 2012 года накануне 68-й годовщины со дня смерти поэта.
Он представляет собой скульптурную композицию высотой 4,6 м. Двухметровая фигура поэта воздвигнута на гранитном постаменте с простой надписью «Мусе Джалилю», за ней находится фрагмент каменной стены, символизирующий фашистские застенки. В руках Муса Джалиль держит тетрадь — это цикл его стихотворений «Моабитская тетрадь», написанный в немецком плену, а впоследствии удостоенный Ленинской премии. Автором памятника выступил заслуженный художник России Юрий Злотя. Почему произведения Джалиля до сих пор актуальны, а личность автора вызывает неподдельный интерес? Ответы на эти вопросы можно найти в биографии поэта.
Муса Джалиль родился в татарской деревне Мустафино Оренбургской губернии (ныне Шарлыкский район Оренбургской области) 2 (15) февраля 1906 года в крестьянской семье. Мальчиком он ходил в мусульманскую духовную школу-медресе «Хусаиния». Вот как сам Муса вспоминал об этих годах: «Учиться я пошел сначала в деревенский мектеб (школу), а после переезда в город ходил в начальные классы медресе “Хусаиния”. Когда родные уехали в деревню, я остался в пансионате медресе. В эти годы “Хусаиния” была уже далеко не прежняя. Октябрьская революция, борьба за Советскую власть, ее укрепление сильно повлияли на медресе. Внутри “Хусаинии” обостряется борьба между детьми баев (кулаков, богачей в Средней Азии) и сыновьями бедняков, революционно мыслящей молодежью. Я всегда стоял на стороне последних, и весной 1919 года записался в только что возникшую оренбургскую комсомольскую организацию, боролся за распространение в медресе влияния комсомола. В 1922 году, вновь вспомнив детское увлечение поэзией, написал много стихотворений. В эти годы я прилежно читал Омара Хайяма, Саади, Хафиза, из татарских поэтов — Дердмэнда. И стихи мои, написанные под их влиянием, носили оттенок романтизма. В эти годы я написал “Гори, мир”, “В плену”, “Перед смертью”, “Престол из колосьев”, “Единодушие”, “Совет”».
Постепенно Муса Джалиль развивался как поэт, его работы получали признание. Талант проявился во многих литературных жанрах: он много переводит, пишет эпические поэмы, либретто. В 1939-1941 годах он возглавил Союз писателей Татарии. В самый первый день войны, 22 июня 1941 года, Джалиль своему другу поэту Ахмету Исхаку сказал так: «После войны кого-то из нас не досчитаются». Он решительно отверг возможность остаться в тылу, считая, что его место среди бойцов за свободу страны.
Муса Джалиль ушел на фронт. Через некоторое время он становится сотрудником газеты «Отвага» на Волховском фронте. 26 июня 1942 года вместе с группой солдат и офицеров, пробиваясь из окружения, попал в засаду гитлеровцев. В бою он был тяжело ранен в грудь и в бессознательном состоянии попал в плен. Так начались его скитания из одной фашистской тюрьмы в другую. А в Советском Союзе в это время он считался без вести пропавшим. Находясь в концлагере Шпандау, Джалиль организовал группу, которая должна была готовить побег. Одновременно он вёл политическую работу среди пленных, выпускал листовки, распространял свои стихи, призывающие к сопротивлению и борьбе. По доносу провокатора он был схвачен гестаповцами и заключён в одиночную камеру берлинской тюрьмы Моабит. Именно там Джалиль записывал стихи, из которых позднее был составлен сборник «Моабитская тетрадь». В тюрьме Джалиль создал более ста поэтических произведений. Его записные книжки со стихами были сохранены товарищем по заключению бельгийским антифашистом Андре Тиммермансом. После войны он передал их советскому консулу. Так стихи Джалиля попали в Советский Союз. Первая моабитская самодельная записная книжка содержит 60 стихотворений, вторая – 50. До сих пор неизвестно, сколько же было всего тетрадей.
В заточении поэт создал самые глубокие и наиболее художественно совершенные произведения — «Мои песни», «Не верь», «Палачу», «Мой подарок», «В стране Алман», «О героизме». Вынужденный экономить каждый клочок бумаги, поэт записывал в «Моабитские тетради» только то, что до конца выношено, выстрадано. Отсюда необычайная емкость его стихов, их предельная выразительность. Многие строки звучат афоризмами:
Если жизнь проходит без следа,
В низости, в неволе, что за честь?
Лишь в свободе жизни красота!
Лишь в отважном сердце вечность есть!
(перевод А. Шпирта)
Джалиль не был уверен, что его стихи «вырвутся на волю». Он писал для себя, для своих друзей, для соседей по камерам. 25 августа 1944 года Джалиля переводят в специальную тюрьму Плётцензее в Берлине. Здесь его вместе с десятью другими заключенными казнили на гильотине. Его личная карточка не сохранилась. На карточках казненных вместе с ним было сказано: «Преступление: подрывная деятельность. Приговор: смертная казнь». Карточка эта примечательна тем, что дает возможность уяснить параграф обвинения — «Подрывная деятельность». Судя по другим документам, это трактовалось так: «подрывная деятельность по моральному разложению немецких войск». Параграф, по которому фашистская Фемида не знала снисхождения.
Долгое время судьба Мусы Джалиля оставалась неизвестной. Только благодаря многолетним усилиям культурологов были установлены обстоятельства его трагической гибели. Через 12 лет после смерти Указом Президиума Верховного Совета СССР ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза за исключительную стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Еще одна высшая правительственная награда – звание лауреата Ленинской премии – была присуждена ему посмертно за цикл стихотворений «Моабитская тетрадь».
Полина Ахматова
Метки: история, культура, Москва, Муса Джалиль, памятник, поэзия