Библиотека №144 приняла участие во всероссийской акции «Библионочь». Ночь с 24 на 25 апреля в библиотеке №144 получилась музыкально-поэтической. Программа «Библионочи» включила в себя выступление учащихся в музыкальных школах, а также именитых музыкантов и поэтов.
Открыли программу, названную «Культурной бессонницей», маленькие виртуозы под руководством Валерии Кобелевой из Детской музыкальной школы №48 им. В.Я. Шебалина. Затем экскурсию по истории гитарной музыки от эпохи барокко до нашего времени дала преподаватель Детской музыкальной школы им. Н.П. Будашкина Ольга Николаева. Ближе к полуночи лауреат международных и всероссийских конкурсов Елена Мартьянова взялась за гусли под аккомпанемент гитары Юлии Вагранской, а финалом мероприятия стало выступление гитариста Дмитрия Чуланова.
Все перечисленное входило в музыкальную часть программы, за поэтическую отвечали Тамара Потапова и Алексей Кубрик. Тамара Потапова, дипломант премии «Поэт года», прочла подборку собственных стихотворений о любви к родной стороне. Гости Библиотеки №144 услышали в них знакомые нотки поэзии Александра Твардовского. С другой стороны современную поэзию показал Алексей Кубрик, руководитель одного из московских поэтических семинаров и продолжатель поэтической традиции Мандельштама.
В самом начале своего выступления Алексей Анатольевич попросил не хлопать, ведь поэт – не артист, он работает. «Началось все с того, что я украл в библиотеке сборник стихов Юнны Мориц», – рассказал современный поэт. Тогда Алексей Анатольевич служил в армии и «на тумбочке» учил стихи. До армии жизнь Алексея Кубрика была типична: детский сад, школа, … Затем из-за стихов Юнны Мориц он поступил в Литературный институт, где от отчисления нерадивого студента Юнна Мориц спасала уже лично. Потом была аспирантура и увлечение поэзией первой волны эмиграции, но с филологией вроде бы не сложилось, и Алексей Анатольевич пошел преподавать.
Сейчас, кроме поэтического семинара, Алексей Кубрик ведет курс по истории мировой художественной культуры. На данный момент у поэта готовится к публикации третий сборник стихов, причем первый Алексей Анатольевич считает юношеским и слабым, а второго просто нет.
«Феномен поэтического творчества достаточно прост – надо понимать, что не совсем ты пишешь», – вроде бы раскрыл тайну Алексей Кубрик и прочел несколько своих стихотворений. Они сложно воспринимались на слух, особенно неподготовленным слушателем, и еще больший интерес вызывали на листе. В общем, стало совсем ничего не понятно, что лучшим образом объясняло слова Алексей Анатольевича: «Поэтому я и говорю, не надо хлопать. Я не актер, у поэтов серьезная работа. Хлопать им бесполезно».
Чтение стихов чередовалось с разговорами о культуре, ведь в залах библиотеки №144 стояла «культурная бессонница». «Мы живем в стране, культура которой не уступает ни одной другой. И мы с вами сейчас ее уничтожаем тем, что вытворяем с 1917 года. – закинул дерзкую мысль в зал Алексей Кубрик. — Сопротивляться этому удается только единицам. Все остальное – профанация». Ему возразили, вспомнив о советском кино, на котором учился и Голливуд. «Знаете, «Зеркало» Тарковского находится в тесном диалоге с «Земляничной поляной» Бергмана. Они сильно проигрывают друг без друга. Можно сказать, что нет никакой русской культуры, есть мировая», — парировал довод Алексей Кубрик. «Я не буду вас убеждать. Великая русская литература существует – это правда. Как существует и великая испанская, французская, английская литература. Но они существуют только при условии, что это часть мировой культуры. Другого варианта просто не существует», – продолжил свою мысль поэт.
Зал предложил термин «человеческая культура», то ли для лучшего понимания, то ли не принимая выражение «мировая культура». «Нет, христианская культура… Христианство и язычество бьются на смерть, и, я боюсь, то, что мы наблюдаем сейчас, связано с тем, что коммунизм был очень языческой штучкой… Может быть, даже более языческой, чем то буржуазное потребительское общество, которое сейчас нам навязывается», – продолжал даже не спорить с залом, а развивать свою мысль опытный лектор.
«Лучше почитайте еще своих стихов», – зазвучал в зале голос разума. «Которые считаете самыми лучшими», – вторил ему другой. И внешне все успокоилось, только мысли будоражил сложный современный стих.
Звуками была полна библиотека №144 в минувшую «Библионочь». Гитарные ритмы и мелодии гуслей то и дело нарушали тишину. И звучало живое поэтическое слово.