В России самоуправление, в той или иной его форме, существовало всегда. Интересно то, что самоуправление всегда возрождалось в периоды кризиса государственной власти, когда реформы становились неизбежной необходимостью.
Самоуправление существовало у древних славян еще при родовом устройстве. Что же касается местного самоуправления, то его зарождение связано с появлением союзом общин, объединившихся на основе экономических и политических интересов на определенной территории и образовавших вертикальное соподчинение власти.
Местное самоуправление было и остается способом повысить активность населения в решении важных проблем общества и придать развитию общества дополнительные внутренние стимулы самодвижения, ускорения социально-экономического и научно-технического прогресса.
Современная историческая наука не в силах дать единый ответ о том, когда сложилось местное самоуправление. Некоторые авторы считают, что зарождение самоуправления на Руси можно отнести ко времени становления и развития общинного строя у славян, когда у них шел активных процесс объединения в союзы общин и городские поселения, а также происходил раздел власти на центральную и местную.
Наиболее полную реализацию идея подобного самоуправления в Древней Руси получила в Пскове и Новгороде, где органом народной власти являлось вече. Эти народные собрания просуществовали вплоть до правления Ивана Грозного. Развитие же отдельных элементов самоуправления в России нередко относят к первой земской реформе, реализованной в середине XVI в.
Но настоящий расцвет местное самоуправление получило во времена царствования Петра I. В петровскую эпоху местная власть была представлена бурмистерской палатой в столице и земскими избами в городах. Приказ об их учреждении датируется 30 января 1699 года. Состав этих органов самоуправления стал выборным – и это была настоящая политическая инновация. Изначально функция земских изб состояла в сборе доходов и распределении повинностей, которыми облагалось торгово-промышленное сословие. Для руководства органами местного самоуправления избирались избные старосты.
Однако должность избных старост была довольно скоро, в 1702 году, упразднена – их обязанности взяли на себя воеводы и выборные дворянские советы. При этом у воеводы не было полномочий принимать решения самому, независимо от дворянских советов, а это означало, что власти были заинтересованы в концентрации полномочий у одного привилегированного сословия.
В 1713 году в структуре местного самоуправления произошли серьезные изменения. Часть функций местного самоуправления была передана коллегии, которая состояла из губернатора и 8 — 12 ландратов (советников от дворян уезда).
Уже в 1716 году губернии были разделены на более мелкие административные единицы — доли, а ландратов сделали их главами. За сбор налогов после нововведения стали отвечать теперь земские камериры, комиссары и рентмейстеры. В это время система местного самоуправления претерпевала постоянные изменения, и в 1719 году губернии стали разделяться на провинции. Ими теперь управляли воеводы.
Местные администрации находились также под контролем воевод. Они комплектовались за счет земских писарей, надзирателей и других мелких чиновников. Деятельность земских изб была полностью упразднена.
Однако через какое-то время Петр I понял, насколько эта система несостоятельна – в провинциальных хозяйствах в результате были обнаружены огромные разрушения. И в 1721 году Петр I решил еще раз изменить линию управления регионами и учредил в провинциальных городах выборные магистраты, а в столице — главный магистрат. Кроме того, он урезал властные полномочия губернаторов и воевод, отняв у них суды.
Преемники Петра Первого не отнеслись с должным вниманием к созданию полноценной ветви народовластия и отменили многие меры, благоприятствующие ее становлению. Так, в 1727 году выборный суд был упразднен. Судебная власть перешла обратно к губернаторам и воеводам. Также были упразднены главный и городовые магистраты. Результатом этих реформ стало сосредоточение всей местной власти в руках губернаторов и воевод.
Упадок местного самоуправления продолжался вплоть до восшествия на российский престол Императрицы Екатерины II. При ней модернизация всей системы управления в регионах получила новое и довольно масштабное развитие.