Новости

Фредерик Шопен и музыка гения в Библиотеке №144

20/02/2015

В Музыкальной гостиной Библиотеки №144 18 февраля была проведена беседа с музыкальным сопровождением «Великий гений гармонии Фредерик Шопен», приуроченная к 205-летию композитора. Лектор, подготовивший сообщение отметил, что, несмотря на всю известность Шопена, в библиотеке довольно мало книг о жизни и творчестве композитора, так что беседы могло и не состояться. Однако помог случай — в дар библиотеке принесли пакет книг, в котором оказалась увесистая и с виду нечитанная биография Шопена, изданная в 1989 году. На нее лектор и опирался в своем выступлении.

Отцом великого польского композитора оказался француз Николя Шопен из семьи виноградарей. В 1787 году он переехал в Польшу и попал в качестве гувернера в поместье Желязова-Воля знатного рода Скарбков. Там он познакомился с дальней родственницей Скарбков и сиротой Юстыной  Кжижановской, которая вскоре стала его женой, а впоследствии матерью великого композитора. Среди иллюстраций, сопровождающих выступление, особое внимание присутствующих привлекли пейзажи поместья Желязова-Воля, но, так как времени у присутствующих на долгое изучение пейзажей было не так много, пейзажи сменили на портреты Шопена.

Композитор появился на свет 22 февраля 1810 года и с малых лет проявлял способности к музыке. Первым его учителем игры на фортепьяно стала мать, затем пришла очередь профессионального педагога Войцеха Живного. Он сформировал музыкальный вкус Шопена и познакомил его с творчеством Иоганна Себастьяна Баха, тогда еще несильно известного, отметил лектор. Отец будущего композитора, хотя и сам был не чужд музицированию, относился к занятиям сына как к баловству.

«Однако, видя успехи маленького Шопена, вынужден был сдаться», — категорично заявил лектор.

Уже в 9 лет Шопен прославился как ребенок-виртуоз, его стали приглашать в дома варшавской знати. Бывал он и у наместника Польши Великого князя Константина Михайловича, брата российского императора. Собравшиеся же смогли услышать произведение Шопена, сочиненное композитором в семилетнем возрасте.

«Вещь, простенькая…», — начал было лектор, но был оборван возгласом: «Он это написал в семь лет?!»

«Да, в семь… Хотя, конечно, все свои ранние вещи Шопен позже дорабатывал», — уже пытался снизить градус восхищения лектор.

Далее Шопена ждало серьезное музыкальное образование, которое он успешно окончил. Поддавшись духу времени, как и другие молодые люди, он зачитывался романом Гете «Страдания молодого Вертера», а поездки в Желязову-Волю привили ему любовь к народной музыке. Все это отразилось в творчестве Шопена, там же нашли отражения и общественно-политические события того времени.

Польша в XIX мечтала о независимости. Пока молодой Шопен путешествовал по Европе, в его родной стране произошло восстание, которое было быстро подавлено. Среди бунтовщиков было немало друзей и знакомых Шопена, так что композитор среди прочих поляков решил не возвращаться домой. Те события нашли отражение в одном из этюдов Шопена, названного «Революционным». Еще его называют «Пушками в цветах», — сказал лектор, и зазвучали пушки…

«Я не знаю, есть ли где-нибудь больше пианистов, чем в Париже. Не знаю, есть ли где-нибудь больше ослов и больше виртуозов, чем тут», — писал Шопен о Париже, в котором обосновался в своей вынужденной эмиграции. Несмотря на конкуренцию, талант и трудолюбие постепенно поднимают Шопена на вершину славы. Хотя начал он зарабатывать прежде всего уроками.

«Об этих уроках и самом Шопене интересно пишет русская княжна Лизавета Шереметьева», — поделился лектор и зачитал пару отрывков из ее писем. Хотя аристократка и посчитала Шопена не очень интересным внешне, она высоко оценила его педагогические и музыкальные способности: «…Я не сумею выразить словами впечатления от его [Шопена] игры. Она была столь волшебна. Наконец-то я слышала человека, игра которого воплощала мою грезу, т.е. была само совершенство», — писала княжна своим друзьям в Россию, а присутствующие насладились вальсом «Минутка».

В Париже Шопена настигла заслуженная слава и трагический недуг: он заболел туберкулезом. В таком противоречивом состоянии — внешний успех и внутренние страдания — он встречает Жорж Санд. Скандально известная своим поведением (она носила мужские костюмы и курила) писательница, по мнению лектора, поняла композитора, и они, как принято сейчас выражаться, съехались.

«Гражданский брак» продлился 10 лет и был расторгнут в 1847 году, а в 1848 в Польше снова вспыхнуло восстание, опять неудачное. Шопен, страдая от своего недуга и разрыва, откликается на него «Траурным маршем». Уже в 1849 он прозвучал на похоронах своего автора, а в Библиотеке №144 под эти трагические звуки всматривались в единственный дагерротип Шопена, с которого он смотрел изможденным взглядом.

Биография великого польского композитора вызвала у собравшихся череду воспоминаний о путешествиях в различные места, связанные с историей Польши, щедро раскиданные по всей Европе. В конце концов, они вернулись к слайду с пейзажем просторов Желязовой-Воли. Он был насыщен красками жизни и вместе с тем гармоничен. Как музыка польского композитора Фредерика Шопена.

 

Выбор редактора