Российское общество «Знание» совместно с Общественной палатой РФ провели прямой эфир по теме «Искусственный интеллект» (ИИ). Он прошел в День знаний 2 сентября. Во время прямого эфира участники задавали экспертам вопросы, касающиеся сути Искусственного интеллекта, а также перспектив массового внедрения ИИ во все сферы жизни общества. Подобное онлайн-обсуждение в прошлом году привлекло 90% аудитории из Москвы, нынешний эфир поставил целью расширить охват и выйти на всю страну.
Накануне прямого эфира председатель комитета Госдумы по образованию и науке, председатель Российского общества «Знание» Любовь Духанина провела Круглый стол на тему «Искусственный интеллект».
На встрече присутствовали специалисты в сфере цифровых технологий, авторы научных сайтов, видеоблогеры и корреспонденты Объединенной редакции интернет-изданий Южного округа. Все участники обсудили проблемы цифрового обучения и использования искусственного интеллекта в повседневной жизни граждан.
Информационные технологии в школе
Так, во время круглого стола представители СМИ задали Любови Николаевне вопрос о том, нужны ли детям в начальных классах технологии, которые облегчают решение какой-либо задачи.
– Однажды ребенок начинает понимать, что быстро выполнять домашние задания можно с помощью Интернета. Это отдельная история и целая проблема для учителей. Ведь если в Сети есть задачник, значит существует и решебник. И это достаточно быстро – берешь и решаешь. А нам важно, чтобы в период обучения ребенок как можно больше делал самостоятельных операций. Ведь во взрослой жизни есть задачи, которые требуют решений разного типа. Допустим, на предприятии – оптимизация процесса. Там нужно сначала изучить процесс в деталях, и только потом найти способы условного объединения каких-то идей, этапов, образов. А способ решения с помощью Интернета формирует принцип: если есть задача, у нее есть решение и его можно где-то взять, – пояснила председатель Российского общества «Знание».
При этом все эксперты круглого стола сошлись во мнении о том, что на уроках нужно учить детей работать со словарями, а педагогам нужно обращать внимание не только на ответ, но и на способ решения. Ведь существуют задания, у которых есть несколько «путей» к правильному результату. Например, участники встречи отметили, что сегодня существует много дискуссий по поводу иностранного языка, в частности английского. В школах перестали изучать транскрипцию. По мнению учителей, это больше не нужно.
– А я вижу ситуацию так: если ребенок берет почитать новую книжку на английском, естественно, ему встречаются слова, которые он видит впервые. Что ему нужно в этом случае? Толковый словарь английского языка, где дается слово, за ним транскрипция и дальше толкование. Транскрипция точно нужна, потому что человек не может думать, пока не прочитает. Отсюда вопрос, нужно ли было убирать транскрипцию из средней школы? – задала риторический вопрос Любовь Духанина.
С ней согласился представитель поисковой системы Яндекс Александр Крайнов, который подтвердил ее слова поисковыми запросами школьников в интернете, однако он отметил, что пытливые дети имеют возможность прослушать в онлайн-переводчиках, как звучит то или иное иностранное слово.
– Вы даже не представляете насколько Вы правы, говоря о том, что дети ищут ответы в Сети. Я, как представитель поисковой компании, очень хорошо понимаю масштабы бедствия. Мы умеем распознавать тексты. У нас есть график загрузки серверов, которые умеют это делать. По нему я отчетливо вижу школьные каникулы. Когда дети отдыхают, шкала падает почти к нулю, а в начале учебного года – стремится в высь. А что касается того, как узнать, как звучит слово, то сейчас дети пользуются онлайн-переводчиками. Там можно нажать кнопочку для того, чтобы слово было произнесено. Пытливые дети ее нажимают, а остальные идут по пути наименьшего сопротивления. Сегодня ребенок может найти готовый ответ и не задумываться над ним. В защиту детей могу сказать, что это же относится и ко взрослым.
В результате все участники беседы пришли к выводу, что это естественное стремление любого человека минимизировать трудозатраты.
Калькулятор или счет столбиком?
Коснулась тема разговора и того, в каком возрасте лучше всего показывать детям, как можно «убрать математическую рутину» – счет в уме или столбиком, – и показать им более легкий способ с помощью калькулятора или Интернета.
По словам экспертов, уже в начальных классах дети решают задачи с помощью телефонов, где есть калькулятор. При этом они пояснили, что сегодня перед учителями стоит обратная задача – хотя бы на уроке удержать детей в ситуации ручного счета. При этом, на вопрос о том, не подумают ли повзрослевшие ребята, что их учили устаревшим методам, все участники беседы подчеркнули, что современные школьники достаточно умные: дети осваивают материал и технологии быстрее, чем им их предлагают.
СПРАВКА
Любовь Духанина представляет в Государственной думе территориально-избирательный округ № 203. Он включает в себя районы: Братеево, Зябликово, Орехово-Борисово Северное и Южное, Царицыно, Бирюлево Восточное и Западное.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Любовь Духанина: В нашей системе образования уже давно никто не ходит строем
ПО ТЕМЕ
Любовь Духанина поговорила с россиянами об «Искусственном интеллекте»
Круглый стол: эксперты обсудили современные представления об искусственном интеллекте
Плюсы и минусы искусственного интеллекта обсудили эксперты общества «Знание» в прямом эфире
Фото: Объединенная редакция интернет-изданий Южного округа
Метки: Александр Крайнов, Искусственный интеллект, круглый стол, Любовь Духанина, РО «Знание»