Новости

В этом году исполняется двадцать лет, как муниципальные депутаты получили единые финансовые полномочия

25/09/2017
На фото муниципальные депутаты Зябликова
На фото муниципальные депутаты Зябликова

Мы продолжаем цикл публикаций об истории и современном устройстве местного самоуправления в Москве и России.

В этом году исполняется двадцать лет со дня принятия первого в России профильного закона, регламентирующего финансовую деятельность субъектов местного самоуправления, – Федерального закона от 25.09.1997 N 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации».

На тот момент, при президенте Б.Н. Ельцине, госстроительство в России находилось на уровне становления. Это касалось и органов местного самоуправления. Несколько лет суверенной российской истории ушло на то, чтобы определить круг полномочий и задач муниципальных властей, источники доходов и статьи расходов их бюджетов, разделить на местном уровне представительную и исполнительную власть. И подготовить под это соответствующую законодательную базу.

Своего опыта у представителей власти не было – Советский Союз де факто был унитарным государством; речи о свободном, наделенном законными полномочиями и демократически избираемом местном самоуправлении в нем идти не могло. А опыт зарубежный, как это скоро стало понятно многим, и с тех пор выглядит все очевиднее, в России оказался применим отнюдь не всегда. Поэтому многие нормативные акты, регламентирующие работу государственных институтов, оформились только ко второй половине девяностых годов.

Закон номер 126 «О финансовых основах местного самоуправления» определял «источники формирования и направления использования финансовых ресурсов местного самоуправления, основы бюджетного процесса в муниципальных образованиях и взаимоотношения органов местного самоуправления с финансовыми институтами, а также гарантии финансовых прав органов местного самоуправления».

Он, в частности, устанавливал следующий важнейший принцип: «Формирование и использование местных финансов основываются на принципах самостоятельности, государственной финансовой поддержки и гласности». Именно реализуя этот принцип, сегодня аппараты Советов депутатов в обязательном порядке проводят публичные слушания по всем вопросам, связанным с бюджетными процессами муниципальных округов.

Также закон регламентирует доходы муниципальных органов власти (местные и другие налоги, сдача в аренду муниципальной собственности и т.д.), принципы ведения бюджетного процесса, размещения муниципального заказа, взаимодействие с банками, налоговыми органами, казначействами, а также ответственность за допущенные нарушения. Кроме того, законом было предложено в трехмесячный срок привести на всех уровнях власти в соответствие ему все нормативные акты, касающиеся муниципальных финансов.

История самостоятельного закона о муниципальных финансах завершилась довольно давно. В 2004 году вышла новая редакция Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Согласно ей, с 1 января 2009 года закон №126 утрачивал силу. Тем не менее, статьи, описывавшие муниципальные финансы, вошли как раз в закон «Об общих принципах организации местного самоуправления». Этот закон действует по сей день; текущая редакция была принята буквально на днях – 10 августа.

«Изменения в законодательстве продиктованы тем, что финансы муниципальных округов, на самом деле, неотделимы от полномочий, которые мы исполняем. «Общий» закон позволил связать в едином документе и доходы муниципального округа, и его расходы», — объяснила депутат Совета депутатов муниципального округа Зябликово Любовь Балекина, возглавлявшая в прошлом созыве комиссию по бюджетным отношениям и муниципальной собственности.

Метки: , , , ,

Выбор редактора